18+
Специальная версия

Запад отказал Москве в гарантиях безопасности: что дальше?

Сергей Саенко, международный обозреватель

На завершившейся неделе прошел настоящий дипломатический марафон: 10 января Россия и США провели консультации по гарантиям безопасности, 12 числа прошло заседание Совета Россия – НАТО, наконец, в четверг в Вене состоялась встреча по линии ОБСЕ, но она носила скорее формальный характер. Вкратце остановимся на каждой из встреч и поговорим об итогах этих переговоров.

10 января на консультациях в Женеве замглавы отечественного МИД Сергей Рябков подробно разъяснил главе американской делегации Уэнди Шерман суть российских предложений, сделанных Москвой США и НАТО в середине декабря прошлого года по гарантиям безопасности. Они, напомним, включают в себя: отказ от расширения НАТО на восток и ограничения на размещение ударных средств близ границ России, в том числе на Украине,  отказ от создания баз на территории постсоветских государств, а также  вывоз из Европы американского ядерного оружия. Причем ключевым вопросом является нерасширение Североатлантического альянса на восток.  Как заявил после переговоров в Женеве Сергей Рябков, США отказались давать гарантии по этому ключевому вопросу, а готовы обсуждать с Москвой лишь ряд двусторонних проблем, а также тему контроля вооружений.

Вопрос юридических гарантий нерасширения Североатлантического альянса на восток был основным и на встрече в Брюсселе Совета Россия – НАТО. Российскую делегацию на ней возглавлял замминистра иностранных дел Александр Грушко, который  назвал переговоры России и НАТО востребованными, но вместе с тем отметил, что стороны разделяют серьезные проблемы, в частности в вопросе расширения альянса, в том числе и на восток, что может привести, по мнению дипломата, к серьезным рискам. По словам Грушко, проблемы, которые разделяют Россию и НАТО, очень серьезные, и Москва пока не видит, как их можно преодолеть.

По большому счету, никто и не ожидал, что российские предложения, сделанные в беспрецедентно жесткой форме, будут приняты США и их союзниками по НАТО. Ведь одно из главных предложений – требование отказаться от расширения альянса на восток (в первую очередь речь шла об Украине), а это подразумевало фактически наделение Москвы правом вето на расширение блока. На это Вашингтон вряд ли мог пойти, даже если бы хотел, поскольку это привело бы не только к полной деморализации власти в Киеве, но и к бунту среди европейских участников альянса. И не  потому, что континентальным государствам совершенно не нужно членство Украины в НАТО, а потому, что договоренность США с Россией была бы расценена как полное пренебрежение мнением союзников в Старом Свете, во многих столицах которого и так недовольны поведением Соединенных Штатов. Достаточно вспомнить, что в Евросоюзе сильно обиделись на Вашингтон, что он не привлек их к нынешним переговорам в Женеве и Брюсселе, мотивируя это тем, что в НАТО входит лишь часть государств Европы, а европейская безопасность беспокоит весь континент.

Поэтому результат переговоров в главном вопросе был предопределен: и первый замгоссекретаря США Уэнди Шерман, и генсек НАТО Йенс Столтенберг после встреч с российскими представителями подтвердили, что никакого обещания не расширять Североатлантический альянс на восток (в том числе и по приему Украины в НАТО) Москва не дождется. Правда, при этом стороны вроде бы договорились о продолжении переговоров по вопросам размещения вооружений и проверок, которые, заметим, можно обсуждать бесконечно. Однако смысла в подобных обсуждениях немного, особенно на фоне нерешенности главного, принципиального для нас вопроса о гарантиях нерасширения НАТО на восток. На него получено твердое «нет», которое еще будет подтверждено в ожидаемых на днях официальных ответах Вашингтона и Брюсселя на предложенные Москвой проекты договоров.

Тогда зачем, спрашивается, были нужны переговоры в Женеве, Брюсселе и Вене? Зачем Москва вообще затеяла всю эту историю с «гарантиями безопасности»? Над ответом на этот вопрос многие аналитики ломают головы, хотя он лежит на поверхности, и «ларчик просто открывается». Месяц назад президент России Владимир Путин поставил вопрос ребром не потому, что надеялся выбить из США и НАТО какие-то уступки, а потому, что пришло время открыть новую главу перестройки глобального миропорядка.

Отметим, Запад несколько последних месяцев сознательно накручивал истерию вокруг «скорого нападения России на Украину» и к концу минувшего года практически убедил в этом сам себя. При этом ставить конкретные сроки приема Киева в НАТО никто не собирался: так явно провоцировать Москву все-таки очень опасно, поскольку понимание этого у атлантических стратегов все же есть. Но есть и осознание того, что бесконечно долго сохранять контроль над Украиной не получится, а значит, все сложнее будет использовать ее для давления на Россию, для сдерживания нашей страны. Украина для США слишком ценный актив для того, чтобы смириться с мыслью о неизбежности ее потери, значит, нужно попытаться максимально отодвинуть это время и убедить Москву в том, что просто так Запад Незалежную ей не отдаст. Но как убедить? Ничего лучшего не было придумано, как максимально поднять ставки, накрутить ситуацию вокруг «угрозы русского вторжения» и «страшной цены за него» посредством «драконовских» санкций в отношении России.

Но вот тут как раз президент Путин и перехватил инициативу: он сделал встречный ход, заявив, что это у России нет больше времени терпеть западный натиск на восток. Это мы не хотим ждать, это нас не устраивает status quo – мы считаем неопределенность с украинским членством в НАТО невыгодной нам и не будем с этим мириться. Предложение Путина коллективному Западу отступиться от Киева было изначально неприемлемым, но оно обозначало появление новой реальности, новых правил игры. Теперь уже не Запад требует от России не нападать на Украину, а Москва объявляет Западу окончание игры по его правилам. Причем отныне Россия, судя по всему, намерена действовать, строго исходя из интересов собственной безопасности.

В свою очередь коллективный Запад во главе с США будет вынужден выстраивать свои отношения с Россией по новым правилам. И не только с Россией: на днях в Москву с первым визитом прилетает новый президент Ирана Ибрахим Раиси, а в начале февраля Владимир Путин отправится в Пекин на открытие вместе с председателем КНР Си Цзиньпином зимней Олимпиады. Представляется, что эти визиты станут своеобразным этапом строительства новой архитектуры безопасности в мире. Не российской, а уже глобальной. И в Вашингтоне, равно как и в столицах союзных США государств, с этим фактором придется считаться.

21:16 16.01.2022
Рекламный баннер 970x90px 970na90